22 апреля 1947 года в 00:30 с аэродрома Бухта Кожевникова через Дудинку в Красноярск, выполняя обратный рейс, вылетел пассажирский самолёт С-47 «Дуглас», на борту которого находились 26 пассажиров, в том числе трое детей и 6 женщин и 852 кг багажа.

Через пол-часа после взлёта отказал левый двигатель, ещё через 4 часа полёта из-за перегрева вышел из строя второй. В 5:30 командир воздушного судна Максим Тюриков совершил вынужденную аварийную посадку на болото в тундре, в 180 км от поселка Волочанка. При посадке оторвало левый двигатель и получил сильные повреждения передний обтекатель, но никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

Фото (с) Русское географическое общество

Историческая справка:

Четыре дня спустя Тюриков вместе с бортмехаником, бортрадистом и шестью пассажирами ушли, чтобы выйти к населённому пункту или стойбищу кочевников, и пропали.

За 70 лет, которые самолёт пролежал в тундре, на его внутренней обшивке хорошо сохранились надписи, оставленные самим командиром и пассажирами. Из этих записей и стали известны некоторые подробности полёта. Одна из последних записей датирована 1 мая: «Сидим одни. Всё на исходе. Духом никто не падает. Все ждём спасения. Праздник встретили весело», — написал на обшивке кто-то из пассажиров.

Надписи на стенах самолёта были сделаны химическим карандашом. Причём нет сомнений, что все они — подлинные.


Надписи на внутренней обшивке / Фото (с) LifeNews

Спустя ещё десять дней — 11 мая 1947 года — самолёт с оголодавшими людьми удалось найти. Оставшиеся пассажиры со вторым пилотом Аношко Сергеем Лукьяновичем были обнаружены и вывезены пилотом Шатровым на самолёте Ли-2 № Н-426. 17 человек были спасены, а «Дуглас» остался на долгие годы лежать в тундре за Полярным кругом.

Останки командира корабля Тюрикова Максима Дмитриевича были обнаружены только 23 октября 1953 г. охотником колхоза имени Калинина Авамского района Сахатиным Филиппом Николаевичем в истоках реки Шайтан примерно в 120 км юго-западнее от места аварийной посадки самолёта. Труп опознан по найденным на месте обнаружения документам (партийный билет, свидетельство пилота, записная книжка). Остальные два члена экипажа и шесть пассажиров считаются пропавшими без вести.

Читайте также  Волга-Днепр и Россия договорились ремонтировать Boeing 747 в Шардже

2 августа 2016 года стартовала патриотическая акция «Дуглас ждёт» по эвакуации практически целого самолёта в Красноярск, организованная Экспедиционным центром Русского географического общества в Сибирском федеральном округе.

Сотрудник музея Военно-инженерного института СФУ, подполковник запаса Вячеслав Филиппов рассказал об истории проекта эвакуации «Дугласа»:

— Я узнал о судьбе этого самолёта ещё в 2011 году. Сразу стало понятно, что такой уникальный объект надо вывозить — жалко было, что почти целый ленд-лизовский самолёт военного времени пропадает в тундре. Мы с коллегами не переставали объяснять и доказывать уникальность этого самолёта, имеющего прямое отношение к перегону по Красноярской воздушной трассе в годы войны, работавшего в Красноярске в полярной и гражданской авиации и имеющего конкретную и очень трагическую историю.

Долгое время никому кроме самого Вячеслава Филиппова и его немногочисленных единомышленников идея эвакуации «Дугласа» была не интересна. Предлагалось купить в США летающий самолёт — это проще и дешевле. «Только благодаря директору Военно-инженерного института СФУ Евгению Николаевичу Гарину, нашедшему понимание у руководства Русского географического общества, и финансовой помощи неравнодушных людей всё же удалось успешно провести эту беспрецедентную операцию», — рассказывает Вячеслав Филиппов.

Среди членов экспедиции — Авелина Максимовна Анциферова, дочь легендарного лётчика Максима Тюрикова. В 1947 году ей было всего шесть лет, когда она узнала о гибели на Севере своего отца.

— Я была так воодушевлена, когда узнала о том, что самолёт будет эвакуирован с тундры. Тем более, что я всё сама воочию увижу, ощущу его, потрогаю руками. Для меня это главное событие в моей жизни, — говорит Авелина Максимовна.

Самолёт С-47 «Дуглас» был выпущен в США во время Второй мировой войны. Из-за невозможности эвакуации в то время, он был списан и оставлен на месте аварии. Самолёт С-47 DL (серийный № 42-32892, заводской № 9118) был передан с завода изготовителя в ВВС США 24 февраля 1943 года, а 12 марта в г. Фербенксе на Аляске самолёт был передан в ВВС СССР.

Читайте также  Юрий Слюсарь рассказал о сертификационных испытаниях, перспективах и стоимости МС-21

Для эвакуации самолёт необходимо было разобрать на крупные части. Чтобы при разборке не возникли сложности, для надёжности пригласили американского специалиста Глена Мосса, т.к. даже ключи, которыми необходимо откручивать гайки и болты, — специфические, их изготовили в Америке и прислали в Россию специально для этой экспедиции. Глен Мосс уже принимал участие в подобных мероприятиях, в частности, в АлСиб-2015 – перелёте по историческому маршруту Аляска-Сибирь на двух самолётах Douglas C-47 и доставке их в Москву на МАКС 2015.

— «Дуглас» — это часть моей жизни. Мой отец пилот, я сам пилотирую с 19 лет, отлично знаю устройство самолёта. Как только узнал, что собирается экспедиция, сразу же решил поучаствовать. Я могу быть полезным при разборке. Главная проблема — отделить запчасти друг от друга, — рассказывает Глен Мосс.

Экспедицию по эвакуации самолёта «Дуглас» с Таймыра можно считать уникальной. Самолёт хорошо сохранился, его разборка заняла всего одну неделю. Части самолёта на внешней подвеске Ми-8Т доставили для погрузки на баржу. Расстояние от места аварийной посадки С-47 до реки Пясино составляло 78 км, Ми-8Т выполнил 5 рейсов. После погрузки разобранного самолёта, баржа отправилась вверх по Енисею в Дудинку и далее в Красноярск.

Кроме того, спасатели буквально перекопали всю территорию крушения и нашли много интересных вещей, имеющих отношение к аварии. Участник экспедиции, старший преподаватель Института горного дела, геологии и геотехнологий Александр Матвеев отметил, что некоторые раритеты сохранились в хорошем состоянии.


Экипаж самолёта:
1. Бортмеханик Писмарев Виктор Ананьевич.
2. Бортрадист Смирнов Алексей Дмитриевич.
3. Второй пилот Аношко Сергей Лукьянович
4. Командир экипажа Тюриков Максим Дмитриевич.
Фото (с) РГО

— Превосходные американские радиостанции, радиокомпасы. Конечно, они повреждены, но, вполне возможно, их удастся отреставрировать. И на удивление комплектно всё — самолёт разгромлен, но не разграблен. Некоторые вещи вообще там удивительные, я их видел только когда-то на исторических фотографиях — печки для разогрева двигателей в зимних условиях на базе огромных бензиновых примусов, — рассказывает Александр Матвеев.

Читайте также  Turkish Airlines начинает борьбу за Самарканд

С-47 «Дуглас» — американский военно-транспортный самолёт, более известный под названием «Дакота». Во время Второй мировой войны США поставляла их Советскому Cоюзу по договору ленд-лиза. Самолёты летали по легендарной авиатрассе «Аляска-Сибирь». Часть из них после войны оставили для работы в полярной авиации на севере Красноярского края.

Завершить операцию по доставке «Дугласа» в Красноярск планируется 17 сентября. Восстановленный С-47 «Дуглас» станет одним из главных экспонатов музея освоения Русского Севера, который в скором времени планируется создать в Красноярске. В музеях России нет ни одного экземпляра самолёта этого типа. Но дело, всё же не только в самом самолёте. В первую очередь, это память. Памятник красноярским лётчикам и самому АЛСИБу.

По материалам:

  • Русское географическое общество (http://ec-rgo-sfo.com/ekspeditsii/895-duglas-zhdet-pomoshchi)
  • LifeNews (https://life.ru/t/новости/896031/na_obshivkie_upavshiegho_70_liet_nazad_na_taimyrie_samoliota_nashli_zapiski_ekipazha)
  • НИА-Красноярск (http://www.24rus.ru/more.php?UID=136231)
  • Федерал-Пресс, Красноярск (http://fedpress.ru/news/24/society/1665351)
  • Сибновости.ру, Красноярск (http://krsk.sibnovosti.ru/society/334091-ekspeditsiya-dostavit-v-krasnoyarsk-samolet-razbivshiysya-v-1947-godu-na-taymyre)